Наставничество - это разновидность индивидуальной учебно методической работы с впервые принятыми преподавателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности или со специалистами, не имеющими педагогического образования.
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ:
Основные типы, виды и формы учебных занятий
Тип урока – характер содержания изучаемого материала + уровень обученности студентов.
Вид урока – способ реализации методов обучения.
В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:
1. урок; 2. лекция; 3. практическое занятие; 4. лабораторное занятие; 5. контрольная работа; 6. консультация; 7. самостоятельная работа; 8. производственная (профессиональная) практика; 9. выполнение курсовой работы (курсовое проектирование); 10. выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы); 11. другие виды учебных занятий.
Виды учебных занятий на заочном отделении: 1. установочное; 2. обзорное; 3. практическое; 4. семинарское; 5. зачетное.
Типология уроков
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
1. по основной дидактической цели;
2. по основному способу их проведения;
3. по основным этапам учебного процесса.
1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: урок ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок. 2. По основному способу проведения выделяют уроки в форме беседы; лекции; экскурсии; киноуроки; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий.
3. По основным этапам учебного процесса выделяют уроки вводные, первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике, повторения и обобщения; контрольные, смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности преподавателя и студентов. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, подразделяются на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов уроков. Подразделение уроков на типы и виды не делает полными имеющиеся типологии.
Подтверждением тому служит прослеживаемая направленность на детализацию в типологиях уроков, разработанных в последнее время.
В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т.д.).
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью и т.д.).
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости и т.д.).
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.).
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (следствие, патентное бюро, имитационная фирма, педагогический совет и т.д.).
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественнокультурных мероприятий (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.).
7. Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.).
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы («следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.).
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, уроксеминар и т.д.).
Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию — стремление более полно охватить современные формы организации урока.
Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом педагог должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться.
Основные этапы современного занятия
Теперь рассмотрим структурные элементы учебного занятия, их дидактические задачи и возможные показатели результата решения этих задач.
№ Этап Дидактические задачи этапа Возможные показатели результата решения
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на занятии Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми студентами, выявление пробелов и их коррекция Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов
3 Начальная мотивация учебной деятельности Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
4 Усвоение новых умений, знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия студентов с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
5 Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений студентов
6 Закрепление умений, знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых умений, знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях
7 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей Активная и продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения
9 Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения 10 Рефлексия Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Открытость студентов в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
11 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития
Цели урока: Образовательные (дидактические) цели урока:
- «Выявление и закрепление знаний по теме …, устранение пробелов в знаниях студентов».
- «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»
- «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на…»
- «Изучение схем включения …»
- «Расширение знаний о …»
- «Выявление знаний студентов по теме …, умения их работать с …»
- «Изучение способов определения …»
- «Изучение новых схем определений …»
- «Расширение известных знаний о работе …»
- «Изучение особенностей машины …»
- «Изучение принципа действия и устройства…»
- «Изучение работы …»
- «Знакомство с порядком выполнения действий …»
- «Изучение способов изменения …»
- «Изучение последовательности действий …»
- «Изучение общих схем …»
- «Проверка и закрепление знаний студентов по теме …»
- «Изучение режима работы …»
- «Изучение назначения различных …»
- «Изучение явлений …»
-«Обеспечить в ходе урока усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов …» Воспитательные цели урока:
- «Воспитание интереса к своей будущей профессии …»
- «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения студентов …»
- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …»
- «Воспитание бережливости и экономии при …»
- «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»
- «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»
- «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»
- «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»
- «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
- «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»
- «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»
Развивающие цели урока:
- «Развитие умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»
- «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»
- «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …» - «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»
- «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»
- «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»
- «Способствовать развитию волевых качеств студентов при …»
- «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»
- «Овладения студентами алгоритмом решения проблемных задач …» - «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»
- «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения, работы с книгой и др.)»
- «Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках студентов: …»